ОБОБЩЕНИЕ

судебной практики рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в 2019 году

      Мировым судьей судебного участка № 2 Дзержинского района г. Оренбурга в 2019 году рассмотрено 19 дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 17 КоАП РФ.

     Из общего количества рассмотренных дел административному наказанию подвергнуто 17 лиц.

     Практика назначения административного наказания за совершение правонарушений, посягающих на институты государственной власти, складывается следующим образом:

- административный штраф назначен 16 лицам;

- обязательные работы – 1 лицу;

Прекращено производство по различным основаниям  в отношении 2 человек.

     Изучение практики рассмотрения дел указанной категории свидетельствует о нижеследующем.

     Наиболее распространёнными противоправными деяниями, связанными с посягательствами на институты государственной власти, являются:

- воспрепятствование законной деятельности судебных приставов (ст. 17.8 КоАП РФ), всего рассмотрено 15 дел, наказание назначено 15 лицам;

- невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ), всего рассмотрено 2 дела, наказание назначено 1 лицу, прекращено производство в отношении 1 лица;

- иные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (ст. 17.17 КоАП РФ), всего рассмотрено 2 дела, наказание назначено 1 лицу, прекращено производство в отношении 1 лица.

 1. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ).

     Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

     За совершение указанных правонарушений административное наказание назначено 1 лицу.

     Как правило, к административной ответственности по данной норме закона привлекаются лица, которые не выполняют требований прокурора, изложенных в выносимых ими представлениях; не выполняют требований дознавателя или следователя о прохождении дактилоскопирования; не выполняют требований должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, о предоставлении необходимых документов.

     Как следует из названной нормы закона, за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, могут быть привлечены физические лица, должностные лица и юридические лица.

     Санкцией статьи 17.7 КоАП РФ наряду со штрафом для должностных лиц предусмотрено наказание в виде дисквалификации, а для юридических лиц - административное приостановление деятельности.

     В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, а также дела, по которым проводилось административное расследование, рассматриваются судьями районных судов.

     В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данного вида правонарушения срок давности привлечения к административной ответственности по общему правилу составляет 3 месяца. Исключением является срок давности, составляющий 1 год, для должностного лица, которому может быть назначено наказание в виде дисквалификации (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

     Названные требования закона соблюдаются, постановления о назначении административного наказания по ст. 17.7 КоАП РФ выносятся в пределах установленного законом срока.

     В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

     Одним из оснований для прекращения производства по делу являлось отсутствие в действиях лица состава административного правонарушения.

 2. Воспрепятствование законной деятельности судебных приставов (ст. 17.8 КоАП РФ).

     Статья 17.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов

     За совершение указанных правонарушений административное наказание назначено 15 лицам.

     Как правило, к административной ответственности по данной норме закона привлекаются лица, которые препятствуют судебным приставам-исполнителям исполнять постановления о принудительном приводе, а также препятствуют совершению исполнительских действий в отношении должника и его имущества (отказ впустить в жилище для проверки имущества должника и т.п.).

     Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона № 118-ФЗ от 21 июля 1997 года «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

     В силу части 2 статьи 12 названного закона судебный пристав-исполнитель праве входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им.

     На основании части 1 и части 4 статьи 14 Закона № 118-ФЗ законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации, а их невыполнение, равно как и действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей судебным приставом, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

 3. Нарушение должником установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом в виде права управления транспортным средством (ст. 17.17 КоАП РФ).

     Следует отметить, что правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 17.17 КоАП РФ, не являются распространенными. ), всего рассмотрено 2 дела, наказание назначено 1 лицу, 1  дело данной категории прекращено в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.

     Прекращая производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, мировой судья в своем постановлении указал, что статья 17.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение должником установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом в виде права управления транспортным средством.

     В соответствии со ст. 67.1 Федерального Закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» под временным ограничением на пользование должником специальным правом понимается приостановление действия предоставленного должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации специального права в виде права управления транспортными средствами (автомобильными транспортными средствами, воздушными судами, судами морского, внутреннего водного транспорта, мотоциклами, мопедами и легкими квадрициклами, трициклами иквадрициклами, самоходными машинами) до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения.

      Как показало изучение судебной практики рассмотрения дел названной категории, вопросы, связанные с определением подсудности (подведомственности) их рассмотрения, установлением фактических обстоятельств правонарушений и виновности лиц в их совершении, с квалификацией действий правонарушителей, а также с назначением административного наказания, разрешаются правильно, в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.