В силу ст.29.4 п.4 КоАП РФ мировой судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

В процессе обобщения были изучены административные материалы, поступившие на рассмотрение мировому судье судебного участка № 2 Дзержинского района г. Оренбурга и возвращенные ими для устранения недостатков в орган, составивший протокол об административном правонарушении за 2023 год.

За 2023 год мировыми судьей рассмотрено 719 дел об административном правонарушении, из которых в порядке п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ было вынесено 54 определения о возвращении протоколов об административных правонарушениях.

В силу того, что процессуальное решение о возвращении административного материала имеет определяющее значение для дальнейшего движения дела, и при этом может существенно влиять на срок давности привлечения к административной ответственности, принимать его следует особо взвешенно, основываться на правильном применении закона.

При принятии такого решения необходимо учитывать руководящие разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", и правовую позицию, изложенную в соответствующих обзорах судебной практики Верховного Суда РФ.

При принятии решения о возвращении протоколов необходимо учитывать разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" (с изменениями и дополнениями от 25 мая 2006 г., 11 ноября 2008 г., 10 июня 2010 г., 9 февраля 2012 г.), и правовые позиции, изложенные в соответствующих обзорах судебной практики Верховного Суда РФ.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 5 постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения, содержащиеся в статье 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти (часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ).

В случае реорганизации федеральных органов исполнительной власти необходимо проверять, сохранено ли за соответствующими должностными лицами этих органов право на составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении и не переданы ли эти функции должностным лицам других федеральных органов исполнительной власти.

В случае упразднения указанных в главе 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений, должностными лицами которых был составлен протокол, либо упразднения должности должностного лица до внесения соответствующих изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях или в закон субъекта Российской Федерации подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (часть 1 статьи 22.3 КоАП РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган, должностному лицу, составившим протокол, в четырех случаях - если выявлены:

-составление протокола и оформление других материалов дела неправомочными лицами;

- неправильное составление протокола;

- неправильное оформление других материалов дела;

- неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Но любой из указанных выше недостатков протокола об административном правонарушении или приложенных к нему материалов может стать правомерным основанием для его возвращения только при установлении существенного характера выявленного недостатка или неполноты протокола и (или) материала.

Существенные и несущественные недостатки протокола об административном правонарушении следует разграничивать исходя из положений пункта 4 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 N 5, в соответствии с которым существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела, а именно : в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Одним из основных условий возвращения протокола, является возможность его возврата только в стадии подготовки дела к судебному рассмотрению и не допускается - при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

В отчетный период случаев возвращения мировым судьей в порядке п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ протоколов и иных материалов дела об административном правонарушении, в стадии рассмотрения дела по существу, не допущено. Это обстоятельство свидетельствует о принятии в подготовительной стадии должных мер к своевременной проверке наличия тех обстоятельств, при которых протокол должен быть возвращен в орган, должностному лицу, составившему протокол. Такой подход соответствует как общим задачам административного производства, так и принципу процессуальной экономии.

По статье 20.25 ч.1 КоАП РФ мировым судьей за указанный период были возвращены 6 протоколов поступивших по ст.20.25 КоАП РФ в орган составивший протокол для устранения недостатков.

Административные материалы были возвращены в связи с тем, должностным лицом протокол направлен в суд за пределами установленного законом срока давности привлечения к административной ответственности

(определение вынесено 30.08.2023г. в отношении Мамедова Севда Шукур кызы. Согласно протокола об административном правонарушении от 07.08.2023г. Мамедов С.Ш. не уплатил в установленный законом срок административный штраф в размере 3000 рублей, назначенный постановлением № 18810056160091576694 от 16.03.2023г., которое вступило в законную силу 27.03.2023г. Последний срок уплаты административного штрафа - 26.05.2023г. Событие административного правонарушения по ч. 1 ст. 20. 25 КоАП РФ наступило 27.05.2023г. Трехмесячный срок привлечения Мамедова Севда Шукур кызы к административной ответственности истёк 27.08.2023г. Протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ направлен по почте 28.08.2023г. и поступил на судебный участок 30.08.2023г.)

По ст. 19.24 ч. 3 КоАП РФ – 7 протоколов

- протокол об административном правонарушении в отношении Малахова Игоря Николаевича (составлен 05.10.2023г., материал поступил в суд 24.11.2023г., лицо, в отношении которого ведется производство по делу, в суд одновременно с поступлением дела не доставлено).

- протокол об административном правонарушении в отношении Смольского Олега Владимировича События (послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении, имели место 07.08.2023, протокол поступил мировому судье только 08.11.2023 года. Таким образом, протокол об административном правонарушении поступил мировому судье за пределами сроков давности привлечения к административной ответственности)

По ст. 6.1.1 КоАП РФ – 13 протоколов:

-протокол об административном правонарушении в отношении Панкова Александра Владимировича (материал был возвращен в связи с тем, что в материалах дела отсутствует заключение эксперта, а имеется акт судебно-медицинского обследования живого лица составленного на основании направления УУП ОУУП и ПДН ОП№3 Перемяшкина С.В. Одним из доказательств по делу об административном правонарушении, является заключение эксперта, которое должно быть получено в соответствии с требованиями ст. 26.4 КоАП РФ).

- протокол об административном правонарушении в отношении Иванова Никиты Валерьевича (в материалах дела отсутствует определение УУП ОУУП и ДН № 3 МУ МВД России «Оренбургское» о назначении по делу судебно-медицинской экспертизы, сведений о том, что с данным определением ознакомлено лицо, в отношении которого ведется производство по делу Иванов Н.В., потерпевший Годованюк Л.С. Кроме того 19.06.2023г. определением мирового судьи судебного участка № 2 Дзержинского района г. Оренбурга протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ, в отношении Иванова Никиты Валерьевича был возвращен по тем же основаниям. Вышеуказанные недостатки не были устранены).

- протокол в отношении Айрих Анастасии Викторовны (в материалах дела отсутствует само определение о назначении экспертизы, заключение эксперта. В материалах дела имеется объяснение потерпевшей, исходя из которого ей не разъяснялись права, предусмотренные КоАП РФ, она не предупреждалась об административной ответственности за дачу ложных показаний).

- протокол в отношении Рябова Владимира Ивановича – отсутствуют сведения об извещении потерпевшей о времени и месте рассмотрения протокола. В протоколе не указана потерпевшая, ей не разъяснены права и обязанности. Если потерпевшая не явилась на составление протокола, то копия протокола должна направляться по почте.

По ст. 14.26 КоАП РФ- 3 материала:

-в отношении Николаева Дениса Викторовича (как следует из протокола об административном правонарушении, должностным лицом делается вывод о том, что в действия привлекаемого лица содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.26 КоАП РФ. Вместе с тем в протоколе не указаны, какие именно нормы законодательства он нарушил, что повлекло привлечение его к административной ответственности по ст. 14.26 КоАП РФ. В протоколе должностное лицо ссылается на нарушения Постановления Правительства РФ № 369 от 11.05.2001 г. между тем указанной информации недостаточно для установления нормы закона, которую имело ввиду должностной лицо. Кроме того указанный нормативно-правовой акт Постановлением Правительства России от 28 мая 2022 г. №980 документ признан утратившим силу с 1 сентября 2022 г.

- в отношении Николаева Дениса Викторовича (судом установлено, что ранее определением от 04.07.2023 мирового судьи судебного участка № 2 Дзержинского района г. Оренбурга данный протокол об административном правонарушении был возвращен в связи с тем, что в протоколе не указано какие именно пункты правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов были нарушены Николаевым Д.В. К поступившему в настоящее время протоколу об административном правонарушении документы, ссылающие на какие именно пункты правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов были нарушены Николаевым Д.В. приложены не были).

По ст. 5.61 КоАП РФ – 1 протокол.

По ст. 6.9 КоАП РФ – 1 протокол (в отношении Ханькова Антона Александровича – не доставлено лицо и материалы дела не содержат доказательств того, что Ханьков А.А. употребил наркотическое средство по указанным в протоколе адресу и дате).

По ст. 7.27 КоАП РФ- 5 протоколов:

- протокол в отношении Сапина Александра Николаевича – документов о вручении или напрвлении потерпевшему копии протокола не представлено. При получении объяснений от потерпевшего, последний не предупреждался об административной ответственности за дачу ложных показаний.

- протокол в отношении Столярова Игоря Андреевича- протокол содержит сведения о представителе потерпевшего Колесниковой О.А., при этом документально не подтверждены полномочия указанного лица. Также в материалах дела отсутствуют сведения о вещественных доказательствах, о месте нахождения в настоящее время.

По ст. 15.5 КоАП РФ – 4 протокола

По ст. 15.6 КоАП РФ – 3 протокола:

- протокол в отношении Баева Максима Сергеевича- отсутствуют данные о надлежащем извещении Баева М.С. о времени и месте составления протокола.

По ст. 17.3 КоАП РФ – 1 протокол

По ст. 19.7 КоАП РФ – 8 протоколов - отсутствуют данные о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности.

По ст. 20.21 КоАП РФ – 1 протокол

По ст. 14.1 ч. 1 КоАП РФ – 1 протокол (протокол в отношении Великановой Галины Васильевны. К протоколу не представлены какие –либо доказательства, подтверждающих факт занятия Великановой Г.В. деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, а именно отсутствуют опросы лиц, оплативших товар, реализуемый лицом, привлекаемым к административной ответственности, либо акты контрольной закупки, сама Великанова Г.В. о том, что она занимается реализацией рыбы на систематической основе также пояснений не дает.)

Согласно пункту 5 статьи 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.

В соответствии с п.4 ст.29.4 КоАП РФ в случае неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол

Под неполнотой представленных материалов в статье 29.4 КоАП следует понимать отсутствие в материалах дела доказательств, имеющих значение для характеристики элементов состава административного правонарушения, с учетом требований статьи 26.1 КоАП, устанавливающей круг обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.

К такому основанию, как возврат протоколов по мотиву недостаточности доказательств, нужно относиться особо внимательно. Такие определения могут выноситься лишь при очевидной необходимости соответствующих доказательств, и их невосполнимости в стадии рассмотрения дела.

В противном случае возможно безосновательное затягивание производства по делу, которое может повлечь такие последствия, как утрата (изменение) имеющейся доказательственной базы, или истечение срока давности привлечения к административной ответственности.

В результате обобщения установлено, что на судебном участке имелись случаи возвращения протоколов об административном правонарушении, по такому основанию как неполнота доказательств, подтверждающих обстоятельства события, которые нарушали приведенные выше требования закона, поскольку данные недостатки можно было преодолеть в ходе подготовки дела к слушанию либо в стадии судебного разбирательства.

Правильной является практика возвращения протокола при недостаточном описании в нем события вменяемого правонарушения, что действительно является существенным недостатком протокола, поскольку устранить данную неполноту в судебном заседании невозможно в силу следующего.

В административном праве, по аналогии с уголовным, в целях реализации права на защиту лица, в отношении которого возбуждается административное производство, применяются так называемые пределы обвинения, устанавливаемые протоколом об административном правонарушении. Выйти за эти пределы суд не может, так как тем самым нарушит право лица на защиту.

Судебное разбирательство проводится лишь по предъявленному обвинению, изменение обвинения в судебном разбирательстве допускается, если этим не ухудшается положение лица, которому оно предъявлено, и не нарушается его право на защиту. В соответствии с общими нормами закона суд не является органом преследования и в его компетенцию не входит установление события правонарушения. Предмет доказывания определяется существом правонарушения, указанным в протоколе. Суд исследует обстоятельства события, указанные в протоколе, на основании представленных в суд доказательств.

Поэтому, даже если суду будут представлены доказательства наличия события правонарушения, суд не имеет право конкретизировать событие правонарушения, поскольку этим могут быть нарушены пределы обвинения.

В соответствии с ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ, в случае возращения протокола, указанные в определении недостатки устраняются в срок не более трех суток со дня его поступления, после чего материалы дела вновь представляются в суд, орган (должностному лицу) уполномоченному к его рассмотрению в течение суток со дня устранения недостатков.

Необходимо отметить, что в установленный законом срок в отчетный период мировым судьям не поступило ни одного из возвращенных протоколов с исправленными недостатками.

Нарушаются и сроки представления протокола об административном правонарушении мировому судье, установленные ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ (в течение трех суток с момента составления протокола или вынесения постановления).

ВЫВОДЫ:

В целом практика возвращения протоколов об административных правонарушениях и приложенных к ним материалов на судебном участке № 2 Дзержинского района г. Оренбурга складывается правильно.

Мировыми судьями не допускается формальный подход к возвращению протоколов, учитывается именно невосполнимость соответствующих сведений.