Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2023 г. N 47
Постановление принято в связи с вопросами, возникшими у судов при применении законодательства об отсрочке отбывания наказания, и в целях обеспечения единства судебной практики.
Указывается, что применение судами на основании ст. 82 УК РФ отсрочки отбывания наказания направлено на обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних и заключается в предоставлении осужденному возможности своим поведением доказать исправление без реального отбывания назначенного наказания при условии надлежащего ухода за ребенком, его воспитания и всестороннего развития.
При этом, отмечается в постановлении, отсрочка отбывания наказания возможна лишь при условии положительного поведения лица, его добросовестного отношения к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, исключающих оказание какого-либо отрицательного воздействия на ребенка.
Поэтому, разрешая вопрос об отсрочке отбывания наказания указанным в ч. 1 ст. 82 УК РФ лицам, суд принимает во внимание сведения о личности, поведении, в том числе в период отбывания наказания, об условиях жизни лица и его семьи, о наличии у него жилья и необходимых условий для проживания с ребенком и другие. Такие обстоятельства, как, например, наличие у лица прежней судимости, непризнание им своей вины, непринятие мер к возмещению ущерба, наличие родственников, желающих воспитывать ребенка, сами по себе не могут являться основанием для отказа в отсрочке.
Наличие у лица ребенка в возрасте до 14 лет и беременность женщины должны подтверждаться соответствующими документами (свидетельством о рождении, медицинским заключением о беременности женщины и др.).
К лицам, которым может быть отсрочено отбывание наказания относятся и усыновители (удочерители) ребенка в возрасте до 14 лет.
Суд может применить отсрочку как при постановлении приговора, так и в порядке его исполнения.
Судом может быть отсрочено отбывание как основного наказания, так и наряду с ним дополнительного наказания. При решении вопроса о возможности отсрочки отбывания дополнительного наказания суд должен учитывать материальное положение осужденного, возможности получения им заработной платы или иного дохода, специфику профессиональной деятельности и другие обстоятельства.
Поясняется, что под тяжкими и особо тяжкими преступлениями против личности для целей ст. 82 УК РФ (к лицам, которые совершили такие преступления и получили наказание в виде лишения свободы на срок больше 5 лет отсрочка не применяется) следует понимать относящиеся к данным категориям умышленные преступные деяния, ответственность за совершение которых предусмотрена статьями раздела VII Особенной части Уголовного кодекса РФ. При этом указывается, что если в совокупность преступлений или приговоров входит одно или несколько умышленных тяжких или особо тяжких преступлений против личности, за которые назначено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше 5 лет, то назначение по правилам ст. 69 или 70 УК РФ окончательного наказания в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет не препятствует применению отсрочки отбывания наказания.
Что касается отсрочки отбывания наказания в соответствии со ст. 82.1 УК РФ, она, поясняет Пленум ВС РФ, призвана обеспечить лицам, признанным больными наркоманией, возможность прохождения лечения и реабилитации в условиях, не связанных с лишением свободы, и состоит во временном освобождении от отбывания наказания в виде реального лишения свободы осужденного, признанного больным наркоманией, в случае его согласия пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую и социальную реабилитацию, при успешном прохождении которых такой осужденный освобождается от отбывания наказания или оставшейся его части.
Такая отсрочка отменяется, если осужденный, признанный больным наркоманией, до начала лечения или на любом его этапе отказался от прохождения курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации или уклоняется от их прохождения после предупреждения, объявленного уголовно-исполнительной инспекцией (ч. 2 ст. 82.1 УК РФ).
В связи с указанной нормой Пленум ВС РФ разъяснил, что исходя из требования ч. 2 ст. 55 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах о том, что лечение больных наркоманией проводится только в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, отказ осужденного от прохождения курса лечения от наркомании в такой медицинской организации является основанием отмены отсрочки отбывания наказания. В то же время к случаям, предусмотренным ч. 2 ст. 82.1 УК РФ, не относится отказ осужденного от медико-социальной реабилитации в медицинской организации государственной (муниципальной) системы здравоохранения и выбор им частной медицинской организации, имеющей лицензию на указанный вид деятельности, поскольку осужденный имеет право на выбор такой организации.
Приведен ряд иных разъяснений.