• Паршикова Наталья  Александровна -  мировой судья судебного участка № 2 Дзержинского района г. Оренбурга, делегат VIII Всероссийского Cъезда судей.

    Начала трудовую деятельность в 1998 году в ГУАП «Оренбургские авиалинии» в должности юрисконсульта. С 2001 года - помощник судьи по гражданским делам в Дзержинском районном суде г. Оренбурга, в 2007 году переведена в Оренбургский областной суд на ту же должность.

    Указом Президента РФ от 6.09.2008 года была назначена на должность судьи Ленинского районного суда г. Орска. Постановлением Законодательного собрания Оренбургской области от 15.09.2010 года назначена на должность мирового судьи судебного участка № 2 Дзержинского района г. Оренбурга.

    Победитель конкурса, учрежденного Советом судей области, «Лучший по профессии»  в номинации «Лучший мировой судья» в 2011 году.

    - Наталья Александровна, расскажите немного о себе…

    - Я коренная оренбурженка. Замужем, муж – военнослужащий. Дочери Анечке 12 лет, она уже взрослая, учится в 6 классе.

    - Чем вы руководствовались при выборе своей профессии?

    - Профессии моих родителей не связаны с юриспруденцией, выбрала будущую сферу деятельности самостоятельно. Окончив школу, решила поступать в Оренбургский аграрный университет на юридический факультет. На момент окончания вуза я уже работала.

    - С чего началась ваша карьера?

    -  Работая в ГУАП «Оренбургские авиалинии» юрисконсультом, я не думала, что когда-нибудь попаду в судебную систему. Когда в области был образован институт мировой юстиции, мой руководитель по работе в авиакомпании решила поучаствовать в конкурсе и стала мировым судьей. Мы продолжали общение и после ее ухода из «Оренбургских авиалиний», она мне много рассказывала про свою новую профессию. Это и стало толчком к продолжению моей трудовой деятельности в судебной системе. В судах на тот момент только вводился институт помощников судей. Не долго думая, я написала заявление об увольнении из авиакомпании, и была принята на должность помощника судьи по гражданским делам в Дзержинский районный суд г. Оренбурга, а через 6 лет перевелась на работу в Оренбургский областной суд на ту же должность. Вскоре была назначена на должность судьи Ленинского районного суда г. Орска. 

    - Сколько лет проработали в районном суде и почему  решили стать мировым судьей?

    - В должности судьи районного суда я работала на протяжении двух лет. Трудилась с удовольствием, ведь не зря я шла к этой цели. Возникали, конечно, трудности и на работе, и быту, как это бывает у всех. И тосковала я очень, так как после моего переезда в Орск дочь осталась в родном городе с моими родителями. В связи с переводом мужа по месту службы обратно в  Оренбург, я решила участвовать в конкурсе  на должность мирового судьи.  В 2010 году была назначена на должность мирового судьи судебного участка № 2 Дзержинского района г. Оренбурга.

    - Чем отличаются должности  мирового и районного судьи?

    - Они отличаются лишь категорией рассматриваемых споров. Конечно, судья районного суда рассматривает более сложные споры. Но работа мирового судьи не менее интересна. Везде есть свои плюсы, и свои минусы. Из  сложившейся ситуации извлекла только лишь положительный опыт. У мировых судей возникает масса вопросов, которых нет у судей районных судов.

    -  Что вы можете сказать про коллектив мировых судей Дзержинского района г. Оренбурга?

    - Коллектив у нас очень дружный и сплоченный. Мы всегда стараемся друг другу помогать, идем на встречу, между собой у нас взаимозаменяемость. Про свой судебный участок могу сказать, что это маленький суд. Сотрудники аппарата моего участка - дружелюбные, трудолюбивые и работоспособные, профессионалы своего дела. Мне это помогает в работе. Я со своей стороны также всегда иду им на встречу.

    - Какие трудности можете отметить в работе судьи?

    - Это, прежде всего, огромная психологическая нагрузка, ведь наша профессия связана с людьми, их проблемами. Мы стараемся сделать все возможное в рамках закона, принимая то или иное решение, чтобы помочь обратившемуся в суд за защитой своих прав и интересов гражданину выйти их сложной ситуации.

    Количество дел, поступающих на участок, ежегодно растет, так как повышается юридическая грамотность населения, люди чаще обращаются в суды. За 9 месяцев этого года я рассмотрела 833 гражданских дела, 560 дел об административных правонарушениях и 27 уголовных дел. Процессы идут один за другим, работать в таком напряженном режиме непросто, но это никоим образом не должно повлиять на качество выносимых судебных решений.

    К числу проблем мирового судьи можно отнести и большой документооборот, который ложится на маленький судебный участок, в том числе и судью.

    - Наталья Александровна, удается ли вам уделять достаточно времени близким людям?

    - Конечно, работа судьи трудоемка, отнимает  очень много времени, но мои родные понимают издержки нашей профессии. Родители одобряют мой выбор, для меня это очень важно. Дочь Аня, несмотря на ее юный возраст, заинтересована моей профессией, хотя и видит сложность данной работы. Я приводила дочь и своих племянников в суд, показывала им судебную атрибутику, рассказывала, как необходимо правильно себя вести в суде. У детей такие выходы «на работу» вызывают большой интерес.

    -  Как вы любите отдыхать?

    -  Только с семьей. Мы ведем активный образ жизни – катаемся на роликах, на лыжах в Зауральной роще. Летом нам очень нравится отдыхать на Кавказе.

    -  Каковы ваши личные достижения в этой нелегкой профессии?

    - По итогам 2011 года я была признана победителем конкурса «Лучший по профессии» в номинации «Лучший мировой судья». Это важное событие в моей жизни и карьере.  И я, и мои родственники очень гордимся этим. А в 2012 году на конференции судей области я избрана делегатом на VIII Всероссийский Cъезд судей, который будет проводиться в Москве в начале  декабря 2012 года. 

    - На Всероссийском Съезде судей вы в числе делегации будете представлять нашу область. Какие насущные проблемы, возникающие в Вашей работе, хотели бы затронуть?

    - Наша жизнь постоянно меняется, а вот законодательство зачастую не поспевает за новыми реалиями. Считаю, что должны быть внесены изменения во многие нормативные акты, законы, в частности, в «Кодекс об административных правонарушениях РФ». Сейчас за некоторые правонарушения, в том числе, неуплату в установленные  законом сроки административного штрафа, предусмотрено наказание в виде административного ареста. Такие дела мировой судья обязан рассматривать в день получения протокола об административном правонарушении в присутствии привлекаемого к административной ответственности лица. Хорошо, если провинившийся гражданин был задержан полицией и вовремя доставлен в суд. Но зачастую в суд поступают лишь материалы дела, а виновник правонарушения не является, не реагирует он и на присылаемые судебные повестки. Как быть судье в таком случае? Приходится откладывать дело, а значит - нарушать установленные законом сроки, отведенные на его рассмотрение. Такое положение дел не добавляет авторитета судебной власти, ведь тем временем виновный гражданин чувствует себя безнаказанным.

    Полагаю, что необходимо законодательно закрепить обязанность органов, составивших протокол об административном правонарушении, принимать меры обеспечения  производства по таким делам, то есть задерживать правонарушителей и доставлять их в суд на рассмотрение дела.

    Нельзя обойти вниманием и вопрос материально-технического обеспечения деятельности мировых судей. Не секрет, что сегодня оно не на должном уровне. Думаю, необходимо на уровне субъектов РФ принимать целевые долгосрочные программы развития мировой юстиции, предусматривающие соответствующее финансирование. На сегодняшний момент 85 из 112  судебных участков мировых судей по области располагаются в арендованных помещениях, 24 из них  - в зданиях районных судов, где ютятся в крохотных кабинетах, зачастую вместе с аппаратом. Не имеют собственных залов судебных заседаний 63 судебных участка, у 30% мировых судей нет архивных помещений. Наиболее тяжелая ситуация с размещением сложилась у мировых судей Центрального района г. Оренбурга, занимающих помещения в здании районного суда. При норме 180-200 кв. м. площади на одного мирового судью, там на одного служителя Фемиды приходится не более 39 кв.м.

    Необходимо предусмотреть и возможность дополнительного обучения, стажировки кандидатов при приеме на должности работников аппарата судов. Неподготовленному  сотруднику трудно сразу вникнуть в  специфику нашей деятельности, что существенно тормозит рабочий процесс.